Что такое суфражизм? Что такое феминизм? Какое отношение они имеют к современности? Почему буч носит брюки и рубашку? Женские бордели для женщин - новое слово в индустрии развлечений? Что такое феминистское порно? Новый вид дискриминации - лесбофобия? Давайте попробуем разобраться...
Это сообщение отредактировал Roza Grig - 11-12-2015 - 12:59
Roza Grig
дата:
СУФРАЖИЗМ англ, suffragism sui frage право голоса) - женское движение за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав. С. возник в Великобритании второй половине XIX в. Женщины получили избирательные права впервые Новой Зеландии (1893) и в Европе Финляндии (1906). После Первой мировой войны содержал победу в Старом и Новом Свете: США предоставил избирательные права женщине в 1920, Англия - в 1928, Франция - в 1944, Швейцария - в 1971, Лихтенштейн в 1986. Обратите внимание на даты...
Roza Grig
дата:
ФЕМИНИЗМ лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации - сексизме (англ. sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу - и эйджизмом (англ. age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности.
скрытый текст
В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 1960-х - женщины боролись за "равенство полов", за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста. Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п. Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма" и при этом ссылаются на деятельность таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин". Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества - патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" (Аристотель), "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. - прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки. Историко-философский дискурс в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива" традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы".
Roza Grig
дата:
Эмансипация женщин процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального. Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине ХIХ века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в ХIХ в. вылились в суфражизм. В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции. Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве.
Roza Grig
дата:
Итак эмансипация женщин в той или иной степени была всегда. Феминизм и его частный случай суфражизм, как мощное общественное движение проявил себя с середины-конца позапрошлого века. Кстати, эта борьба была весьма кровавой и смертей тоже хватало...
Roza Grig
дата:
Мировая статистика Несмотря на значительные изменения в обществе, произошедшие благодаря феминистскому движению и позволившие изменить западный мир в направлении создания и поддержания условий для женского равноправия, еще рано говорить о полном равноправии - согласно этим источникам, которые констатируют такие факты:
Женщины и девочки до сих пор подвергаются сексуальному насилию, а общество не предпринимает всех должных мер для предотвращения или наказания насильников. Эта форма агрессии, направленной на женщин, распространена как в в странах запада, так и остальных странах мира, и оправдывается тем, что она якобы является "естественным" последствием или частью войн, а также способом мужского самоутверждения.
Женщинам принадлежит только 1% всего богатства планеты; они зарабатывают только 10% от общего количества денег, выплачивемых работодателями по всему миру - несмотря на то, что женщины составляют 51% от всего населения планеты.
Если брать в расчет все время, которое женщины проводят в заботах по дому и в уходе за детьми, рабочий день женщины длиннее рабочего дня мужчины на 20% в западных странах (на 30% в развивающихся странах).
Число женщин в законодательных институтах разных стран по-прежнему диспропорционально числу мужчин. В 1985 в Финляндии было отмечено наибольшее число женщин в законодательных органах страны - 32% (P. Norris, Women’s Legislative Participation in Western Europe, West European Politics). В настоящее время Щвеция занимает первое место в этом списке - 42%, в то время как Соединенные Штаты имеют только 11% женщин среди членов законодательной власти. Среднее число по миру - 9%. (Уэльс, не будучи независимой страной, имеет 50% женщин, вовлеченных в законодательную работу.)
В большинстве стран третьего мира женщины продолжают считаться собственностью мужчины и на практике не имеют никаких прав. Миллионы женщин вынужденно проходят через процедуру женского обрезания, формы увечья гениталий (genital mutilation). В некоторых местах изнасилование используется, как приговор за преступление, даже если преступление не было совершено самой женщиной.
Roza Grig
дата:
Странный зверь феминизм Начало весны - интересный период, когда прогнозируемо, раз в год, все вдруг вспоминают о том, что в нашей стране половина населения - женщины. И всей компанией - и политики, и журналисты, и кто только может - начинают напоминать: всегда оставайтесь такими, какие вы есть. Нежными, кроткими и заботливыми! Собственно, требование, которое стоит за этими пожеланиями, по сути, одно: и дальше оставаться максимально удобными в использовании, сексуальном и бытовом. И только феминистки, настырные, неприятные как пожарная сирена, каждый раз напоминают: 8 Марта - это день солидарности женщин в борьбе за свои права. Права человека, права женщины.
Тем женщинам, которые получают признание своей ежедневной домашней работы лишь раз в год, страшно такое слышать - а вдруг и вот этот один несчастный день у них отберут? Мужчинам подобное слышать неприятно, потому что кому приятно понимать, что ты являешься рабовладельцем, злоупотребляющим ресурсами, временем и доброй волей других, и ничего им за это не даешь. Именно поэтому 8 Марта является самым противоречивым и наиболее политически заряженным из всех праздников, которые мы унаследовали с советских времен, если не из всех наших праздников вообще. Напряжение между внешними атрибутами - празднованием женственности - и его историческими корнями превращает этот праздник в удобный повод поговорить о том, что же такое феминизм вообще.
Феминизм как таковой имеет долгую историю - как минимум двести лет, - немалые достижения в сфере прав человека и заметное влияние на современную философию и гуманитарные науки, едва ли не самый значительное в ХХ столетии. Это теория и практика равенства прав женщин и мужчин, основанная на опыте женщин, признании его важности и релевантности не только для них самих, но и для человечества в целом - бедных, богатых, белых, цветных, здоровых, больных, с инвалидностью, с детьми или без детей, беременных, молодых, старых, безработных, бездомных, городских, сельских, всяких и всех. За всю продолжительную историю в рамках феминизма было разработано немало подходов и сформировано немало позиций, которые со стороны могут показаться абсолютно друг на друга не похожими, но в основе их всех лежит внимание к женщинам, их нуждам, потребностям, проблемам и устремлениям.
В украинском обществе распространены очень странные представления о феминизме, которые имеют мало общего с действительностью. Отечественные журналисты повторяют на разные лады едва ли не те же байки, что и противники предоставления женщинам права голоса в ХІХ столетии. И поскольку с темой они знакомы слабо, а потому критиковать по сути сам феминизм не в состоянии, они обесценивают его, унижая тех, кто придерживается феминистских взглядов. И то, что они выбирают в качестве оскорблений, много интересного говорит нам о положении женщины в обществе. Поэтому прежде чем заводить разговор о феминизме, хотя бы в общем и целом стоит оценить эти байки.
Roza Grig
дата:
Байка первая: феминизм - последний приют некрасивых женщин с лишним весом, на которых ни один мужчина не посмотрит. Правда: феминистские взгляды у женщин могут развиться (или не развиться) вне зависимости от наличия или отсутствия у них мужчины/мужчин/женщины/женщин. Точно так же это не зависит от внешности и степени привлекательности. В основе феминизма лежит возмущение несправедливостью в отношении к женщинам и унижением их человеческого достоинства. Кроме того, нелюбовь мужчин к женщинам с лишним весом сильно преувеличена - в частности, в интересах так называемой индустрии красоты. Когда женщина больше думает о том, как она выглядит в глазах посторонних людей, нежели о собственном интеллектуальном или профессиональном развитии, из нее можно вытянуть много денег.
Roza Grig
дата:
Байка вторая: все феминистки - лесбиянки, потому что мужчины не обращают на них внимания.
Правда: феминистки могут быть лесбиянками, феминистки могут быть би- или гетеросексуальными. Точно так же лесбиянки могут быть феминистками, антифеминистками или вообще подобными вещами не интересоваться. Не говоря уже о том, что у женщин заинтересованность в других женщинах может возникать от рождения, или в результате травматического опыта с мужчинами, или из интереса, или по каким-то другим причинам, которые никоим образом с мужчинами не связаны. Как ни странно, в жизни женщин есть немало вещей, которые никак не связаны с мужчинами.
Roza Grig
дата:
Байка третья: феминистки не бреют ноги, не пользуются губной помадой и косметикой, не моют голову и вообще отказываются от женственности.
Правда: следование феминистским взглядам не требует отказа от семьи. Феминистки создают семьи точно так же, как и другие люди - с мужчинами или с женщинами, рожают детей, или остаются бездетными. Чем их семьи отличаются от традиционных - так это более справедливым распределением домашних обязанностей и более искренним признанием своего и партнерского вклада в общую семью. Кто-то может придти к феминистским взглядам и в браке, и после брака, и вместо брака - бывает по-разному.
Roza Grig
дата:
Байка пятая: феминистки со своей борьбой мешают так называемым нормальным женщинам, потому что лишают их счастливой семейной жизни - когда мужчина зарабатывает деньги, а они сидят дома и заботятся о домашнем очаге.
Правда: ни в одной стране никогда не было такого, чтобы женщины не работали. В селе они гнули спину не меньше мужчин, в городах - работали на заводах и фабриках, или прислугой. И всегда и всюду они заботились о детях, о стариках и больных, организовывали быт семьи, за что им не платили. И даже тот незначительный процент женщин, которые жили в относительной роскоши, нес на себе немалое количество ответственности и хлопот. В современных условиях, когда работают оба - и муж, и жена - почему-то до сих пор считается, что быт и дети - это ответственность женщины. Поэтому она работает буквально в две смены ежедневно - одну на работе, другую дома. И именно феминистки говорят, что в таких условиях будет справедливо, если мужчины не станут "помогать по хозяйству" (потому что так называемая ответственность за домашнюю работу полностью лежит на женщине, а мужчина только на подхвате, и то иногда), а честно возьмут на себя половину неоплачиваемого ежедневного домашнего труда. Ну и чтобы женщинам на работе платили одинаковую с мужчиной зарплату за равный труд: по официальной статистике, в Украине женщины зарабатывают в среднем на 30 процентов меньше мужчин за такую же работу.
Roza Grig
дата:
Байка шестая: феминистки ненавидят мужчин.
Правда: в целом ненависть к мужчинам (или мизандрия) не является обязательным условием феминистских взглядов. Тем более, что сложно ненавидеть мужчин больше, чем ненавидят их некоторые женщины в традиционных браках, когда на людях они перед мужем стелются, а за глаза называют его сволочью и козлом - за унижения, пренебрежение, игнорирование. Собственно, для угнетенных естественно испытывать гнев к угнетателям. А когда женщины осознают масштаб насилия против них со стороны мужчин - изнасилования, принуждение к проституции, продажа в сексуальное рабство, домашнее насилие, сексуальные преследования на работе, унизительная реклама и комментарии политиков, или пренебрежительные шутки эстрадных артистов - очень сложно не начать ненавидеть мужчин как группу. Однако не каждый мужчина склонен к насилию, не каждый склонен повышать самооценку за счет унизительных шуток в адрес женщин. Поэтому феминистки, хорошо знакомые с масштабами угнетения женщин мужчинами как группой в обществе, к каждому отдельному мужчине относятся как к человеку - естественно, при условии, что он не обижает женщин.
Roza Grig
дата:
Байка седьмая: каждый настоящий мужчина или ненавидит феминисток, или презирает их. Правда: у женщин нет монополии на чувство несправедливости. Мужчины точно так же могут возмущаться потребительским отношением общества к женщинам и неуважением к их требованиям и нуждам. Они точно так же могут выступать в их поддержку, в защиту их прав. То есть, мужчины точно так же могут быть феминистами. Правда, для этого им приходится осознать все те привилегии, которыми они пользуются за счет того, что живут в мужецентристском обществе, и пытаться от них отказываться - в пользу тех, за чей счет у них эти привилегии были, то есть женщин. И это касается как гетеросексуальных, так и гомосексуальных мужчин.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 1
За более чем двести лет существования феминизма как идеологии и школы научной мысли было разработано такое разнообразие концепций и подходов, что люди, хорошо знакомые с феминизмом, часто шутят: феминизмов столько же, сколько и феминисток. Давайте поговорим об основных направлениях феминизма.
Либеральный феминизм. Центральный вопрос: равенство прав и обязанностей. Центральная сфера внимания: юридические отношения.
Первое кардинальное направление феминистской теории - это либеральный феминизм, основанный на идеях либерализма и демократии. Его появлению мы обязаны суфражисткам - женщинам, которые боролись за то, чтобы женщины получили право голоса (от слова suffrage - выборное право). Их борьба продолжалась с конца XVIII до начала ХХ столетия (этот период описывают как Первую волну феминизма). Однако даже в некоторых странах Европы законы, позволявшие женщинам принимать участие в выборах, были приняты только во второй половине ХХ столетия. Согласно убеждениям суфражисток, если женщины получат право голоса, они смогут выбирать на позиции во власти тех политиков, которые будут отстаивать их интересы.
Движение суфражисток возникло параллельно в Великобритании, США и Франции и распространилось по всему миру, в том числе и на Российскую империю. Дискуссия о так называемом "женском вопросе" была одной из центральных в интеллектуальной жизни российской интеллигенции и разночинцев. Главная идея либерального феминизма заключалась в том, что законы должны предусматривать для женщин такие же права и возможности, как и для мужчин. Суфражистское движение развивалось в тесной связи с аболиционизмом, или движением за отмену института рабства (однако чернокожим мужчинам право голоса было предоставлено на 60 лет раньше, нежели женщинам - белым, или черным). Как говорила выдающаяся американка Абигайл Адамс (жена второго президента США Джона Адамса), женщины не должны подчиняться законам, в принятии которых они не принимали участие, и которые не учитывают их интересов. Это направление феминизма по сей день является самым распространенным и самым влиятельным. Именно эту форму феминизма часто называют "сознательным", или "разумным" феминизмом, акцентируя внимание на том, что женщины уже давно получили все права, и бороться больше не за что. Однако во времена борьбы суфражисток за право голоса их считали сумасшедшими и мужчины, и женщины. Их высмеивали, арестовывали, а при попытках объявить голодовку в знак протеста насильно кормили, что порой заканчивалось пробитым пищеводом и смертью женщины.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 1
Марксистский / социалистический феминизм. Центральный вопрос: классовая борьба. Центральная сфера внимания: сфера труда - оплачиваемого и неоплачиваемого.
Правда, точно так же, как законодательная отмена рабства не защитила бывших рабов от сегрегации, притеснений и эксплуатации, так и предоставление женщинам права голоса - всегда и везде завоеванное в тяжелой и продолжительно борьбе с лидерами и законодателями-мужчинами - не стало волшебной палочкой: возможности женщин расширились, но дискриминация и угнетение никуда не исчезли. Как пример этого можно вспомнить положение женщин в Советском Союзе после Октябрьской революции. Мы привыкли верить, что все права советским женщинам дала именно советская власть, но женщины получили право голоса в результате собственной продолжительной борьбы - именно массовые выступления женщин с требованиями права голоса стало началом Февральской революции, вскоре после которой Временное правительство издало закон, согласно которому женщины могли принимать участие в выборах. Собственно, советская власть использовала наработки российских феминисток, но не для того, чтобы освободить женщин от ежедневного и постоянного угнетения, а для того, чтобы шире и активнее использовать их как рабочую силу. Следствием этого стала так называемая двойная занятость - работа для заработка и бытовое обслуживание семьи, которое в условиях плановой экономики и постоянных дефицитов всего было само по себе крайне сложным заданием. На бумаге равные мужчинам во всём, советские женщины не имели доступа к принятию решений и настоящей власти, при том, что ни по уровню образования, ни по профессионализму они мужчинам не уступали. Следующим большим направлением феминистской мысли стал марксистский (или социалистический) феминизм (на самом деле, это - два направления, однако они имеют много общего) - в рамках которого ущемление женщин рассматривалось в понятиях марксистской классовой теории. К его разработке приложили руку именно российские феминистки - в частности, Александра Коллонтай, почти забытая у нас, но хорошо известная и уважаемая за границей, особенно в странах Скандинавии. Центральной идеей этого направления является классовая борьба и преодоление капиталистического способа производства, которая должна освободить от эксплуатации рабочих - и женщин в том числе. Во второй половине ХХ столетия одной из центральных проблем этого направления стал анализ домашней работы и ухода за детьми, стариками и больными - неоплачиваемого ежедневного труда женщин, который остается незаметным или игнорируется, но без которого невозможна ни эксплуатация рабочих капиталистами, ни воспроизведение населения. Немало современных левых (мужчин) на словах поддерживают освобождение женщин и даже называют себя феминистами, но не спешат взять на себя половину домашних обязанностей и продолжают пользоваться теми преимуществами, которые им обеспечивает в условиях патриархата принадлежность к мужскому полу (или за счет мамы: бесплатное бытовое обслуживание, или за счет подруги или жены: то же самое, плюс секс), что высвобождает им время на высоколобые беседы об эксплуатации рабочих. Соответственно, теоретики марксистского феминизма настаивают, что борьба против капитализма, которая игнорирует эксплуатацию женщин мужчинами в семье, является в лучшем случае наивной, а в худшем - лицемерной.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 1
Радикальный феминизм. Центральный вопрос: сексизм и мизогиния. Центральная сфера внимания: патриархальное устройство общества.
И тут мы переходим к самому ужасному из всех известных человечеству феминизмов - феминизму радикальному. В названии этого направления слово "радикальный" означает не степень преданности феминистским идеям (и не стремление уничтожить мужчин как класс, как это порой предлагают понимать антифеминисты); слово "радикальный" (от латинского radix - "корень") означает стремление найти корни ущемления женщин, ведь прочие направления феминизма по сути работают с последствиями такого ущемления.
Главная идея радикального феминизма - что мы живем в условиях патриархата: системы властвования мужчин над женщинами. В рамках этой системы мужчинам принадлежат политические, экономические и военные ресурсы, и за счет солидарности между собой мужчины контролируют продуктивную (рабочую) и репродуктивную силу женщин (а также их сексуальность как часть репродуктивной сферы и как часть идентичности), и продукты их труда. Для удержания такого контроля мужчины используют двойную мораль - когда одни и те же действия оцениваются по-разному в зависимости от пола человека. К примеру, относительно сексуальности двойная мораль подразумевает для мужчин, которые имели секс с большим количеством партнерш, оценку "мачо", "жеребец", "крутой", а для женщин, у которых было много сексуальных партнеров, оценку "шлюха", "проститутка" - с соответствующими последствиями.
Патриархат является всепроникающим и существует и поддерживается на всех уровнях - от правительства до рынка труда, от социальных институтов до каждой отдельной семьи. Соответственно, начинать оказывать сопротивление ему необходимо с каждого отдельного человека: ставить под вопрос те роли, которые культура приписывает нам на основе нашего пола, класса, цвета кожи, религии и других социальных параметров, в частности, нормы сексуального поведения. Понятно, что это относится как к женщинам, так и к мужчинам.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 1 Радикальный феминизм
Основы этого направления заложила еще Симона де Бовуар своей книгой "Второй пол", в которой она проанализировала господствующие в западной культуре мифы о том, какой якобы является женщина (которые на самом деле описывают, какой она должна быть, чтобы оставаться максимально удобной в использовании для мужчин), и представления, на которые эти мифы опираются, в частности, представление о мужчине как о норме человека, а женщины - как об отклонении от этой нормы (о чем, кстати, прямым текстом говорили мужчины-философы от Античной Греции и аж до времен Просвещения). Сравнение с мужчиной для женщины является похвалой - например, "у нее мужской ум", или "баба с яйцами". Сравнение с женщиной для мужчины является унижением и позором. Как следствие - любые виды деятельности, приписанные культурой мужчинам, становятся престижными и важными, а то, что должны делать женщины, воспринимается как вторичное, что не требует ни знаний, ни усилий. Таким образом очень легко обесценивать работу женщин - как культурно, так и финансово, и не имеет значения, идет ли речь об оплачиваемом труде, или о домашних обязанностях, что значительно упрощает принуждение женщин к обслуживанию мужчин - бытовому, сексуальному, эмоциональному. С другой стороны, в таких условиях мужчины с детства растут с убежденностью, что они от природы лучше, умнее, сильнее, а потому имеют право на удовлетворение своих потребностей за счет других, и они в праве этого не только ожидать, но и требовать, или просто к этому принуждать. Соответственно, одним из инструментов, которым в условиях патриархата женщин принуждают к покорности, является насилие вообще и сексуальное насилие в частности, или его угроза. Правда, для мужчин нежелание или отказ следовать принятым в обществе нормам мужского поведения может точно так же стать причиной карательных санкций - от простого неодобрения до обвинения в "превращении в бабу", а в жизни с человеком не может произойти ничего более ужасного, чем "быть бабой".
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 1 Радикальный феминизм
Предвзятое отношение к женщинам называется сексизмом, а пренебрежение и ненависть к женщинам называется мизогинией. Именно сексизм и мизогиния оправдывают в глазах и мужчин, и общества эксплуатацию женщин и их униженное положение. Женщины как угнетаемая группа усваивают господствующие в культуре представления о себе, и поэтому мизогиния среди женщин не менее распространена, нежели среди мужчин. Собственно, необходимость анализа таких культурных норм и представлений стала насущной уже после Второй мировой войны, когда стало очевидно, что одна лишь законодательная фиксация равных прав и обязанностей - и даже образование - ни коим образом не гарантирует равного доступа к ресурсам и возможностям. Однако первые тексты радикального феминизма появились на гребне Второй волны феминизма, конец 1960-х - 1970-е годы. Среди наиболее важных текстов того периода следует отметить книгу Кейт Миллет "Сексуальная политика", в которой она первой предложила использовать понятие патриархата для анализа культуры, а также работу Шуламит Файерстоун "Диалектика пола", в которой она рассматривает биологическую способность женщин вынашивать и рожать детей и кормить грудью как причину их подчиненного положения. Именно с того периода начинается формирование и развитие гендерной теории как инструмента для анализа разнообразных и изменчивых культурных явлений о "настоящих" мужчинах и женщинах, а также отношений между мужчинами, женщинами и властями.
Именно тогда за счет революционного потенциала радикального феминизма начинают появляться кафедры женских исследований, а феминистский подход получает академическое признание и распространяется как новая научная парадигма.
На сегодняшний момент, когда речь заходит о теоретических наработках, радикальный феминизм является самым влиятельным из всех направлений феминизма, а значительная часть разработанных в его рамках понятий и концепций используется и за пределами феминизма.
Правда, сторонникам патриархата (они часто называют себя защитниками традиционных ценностей) абсолютно наплевать, либеральная вы феминистка, радикальная или социалистическая. В условиях патриархата любая женщина, которая ставит под сомнение свое предназначение обслуживать мужчину, становится опасной, а потому подлежит немедленному осмеиванию и унижению. Хорошо, что у нас за феминистические взгляды не арестовывают - по крайней мере, пока.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2
Психоаналитический феминизм Центральный вопрос: психологические причины угнетения женщин. Основная сфера внимания: женская сексуальность и репродуктивная способность (в том числе способность к творчеству).
Три ранее рассмотренных направления феминизма сосредоточены на вопросах социальных, на более широком общественном контексте. Психоаналитический феминизм, близкий к постмодернистскому, исследует психологические причины угнетенного положения женщин. Он возник как критика и в то же время - продолжение размышлений Фрейда о формировании сексуальности и психики мужчин и женщин. Как известно, Фрейд считал, что анатомия - это судьба. По его мнению, мальчики, опасаясь, что отец их оскопит - покалечит, лишив их любимого пениса, - перенимают отцовскую (читай - мужскую) культуру и усваивают нормы абстрактной, отстраненной морали. А девочки, видя свою физическую неполноценность между ног - отсутствие пениса, убеждаются, что их уже оскопили, и начинают страдать завистью к пенису и всю жизнь кладут на то, чтобы найти себе замену - ребенка. При этом их мораль остается недоразвитой, а сексуальность считается зрелой лишь тогда, когда они отказываются от клиторального оргазма (и самоудовлетворения) и достигают вагинального оргазма в пассивном мазохистском подчинении мужскому члену (Нет, я не знаю, откуда он брал такие странные картинки). Собственно, из этой моральной недоразвитости, мазохизма, нарциссизма и пассивности Фрейд выводил подчиненное положение женщин в обществе.
Благодаря работе Фрейда с истерией, которая уже давно не является валидным медицинским диагнозом, в просвещенной Европе и Америке женщинам перестали отрезать клитор или вырезать матку. Но Фрейд подвел вроде бы научную базу под давние женоненавистнические культурные представления о дефектной морали женщин и их искаженной и испорченной сексуальности, а также придумал "зависть к пенису", которой слишком амбициозных женщин запугивали до конца 1970-х годов. Среди его последователей были и выдающиеся женщины-аналитики, которые развивали и критиковали его идеи. Так, Карен Хорни считала, что это не женщины страдают завистью к пенису, а мужчины - завистью к матке, потому что женщины могут создавать новую жизнь - рожать детей, - а мужчины этой способности лишены. Все их достижения в политике, бизнесе или на войне - это напрасные попытки компенсировать чувство собственной анатомической неполноценности.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2 Психоаналитический феминизм
Карен Хорни
Собственно, сам психоаналитический феминизм появился на интеллектуальном горизонте в 70-е годы прошлого столетия, когда феминистки принялись активно пересматривать идеи Фрейда в новых культурных и экономических условиях. К примеру, Нэнси Чодороу в своей книге "Воспроизведение материнства" (1976) использует психоанализ для проникновения в бессознательные области человеческой психики, чтобы понять личные и политические причины подчинения женщин. По ее мнению, женщины, которые заботятся о детях, имеют над ними чрезвычайную власть, и чтобы избавиться от этой власти, взрослея, мальчики отдаляются от матерей и не доверяют женщинам в целом, потому что боятся, что они будут продолжать иметь над ними такую же безраздельную власть. А девочки стремятся иметь с мужчинами такую же близость, какую в детстве имели с матерью, но из-за подозрений и эмоционального отстранения мужчин находят для себя новые близкие отношения, рожая детей и заботясь о них подобно собственным матерям. Таким образом, цикл воспроизводится и повторяется. Чтобы преодолеть это замкнутый круг, Чодороу предлагает мужчинам принимать более активное участие в заботе о детях.
Среди других влиятельных американских текстов того периода следует упомянуть "Психоанализ и феминизм" Джулиет Митчелл (1974), в котором она доказывала, что одними лишь общественными реформами равенства не достичь, женщины должны работать над собственными установками, и "Другим голосом" Кэрол Гиллиган (1982), в котором авторка отстаивает идею, что мораль женщин, ориентированная на отношения и интересы всех задействованных лиц, является более глубокой и гуманной, нежели отстраненная абстрактная мужская мораль, и называет такую мораль "этикой заботы". Так женский опыт и женский способ восприятия действительности и принятия решений признаются как заслуживающие внимания и понимания.
Именно в рамках психоаналитического феминизма ярче всего проявили себя французские феминистские теоретики. Опираясь на работу Жака Лакана, Люси Иригарэ предложила абсолютно новое понимание женской сексуальности как самодостаточной, множественной, полифоничной, а Элен Сиксу и Юлия Кристева отстаивали мнение о необходимости исключительно женского языка, не скованного условностями и ограничениями патриархального фаллоцентрического мужского языка.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2 Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм стремится не только понять глубинные психологические причины угнетения женщин, но и предлагает новые позитивные пути понимания и толкования женского опыта. Такой подход приближает психоаналитический феминизм к феминизму различий, то есть к такой системе взглядов, когда женский опыт, женские ценности и добродетели описываются как важные, достойные уважения и поддержки, а женщины имеют право оставаться заботливыми - и это ни в коем случае не делает их в меньшей степени заслуживающими прав и свобод, которыми пользуются мужчины. Его противоположностью является феминизм сходств, сторонники которого считают, что женщины и мужчины, по сути, почти не отличаются друг от друга, но из-за социальных предубеждений женщинам необходимо дотягиваться до мужчин (примером является либеральный феминизм). Разделение на феминизм сходств и феминизм различий был предложен в рамках Второй волны феминизма, то есть с конца 1960-х - до начала 1970-х годов с развитием радикально-феминистской мысли, и на сегодня является довольно условным и в значительной степени устаревшим, не говоря уже о том, что оба подхода имеют право на признание. Анжела Дэвис
Какими бы ни были интересными находки, предлагаемые психоаналитическим феминизмом, он ограничен опытом белых женщин среднего класса из развитых стран, а опыт других женщин он просто не принимает во внимание, лепя их всех в однородную массу с одинаковыми проблемами и одинаковыми взглядами. За это его - как и либеральный и радикальный феминизм - критиковало немалое количество женских групп, в частности, черные женщины и представительницы рабочего класса. Первые тексты с такой критикой появились еще в 70-х и 80-х годах прошлого века, например, работа Анжелы Дэвис "Женщины, раса и класс" (1981), в которой она доказывала, что угнетение, которому подвергаются черные женщины, значительно сильнее, нежели притеснение белых женщин, потому что здесь задействован и расизм, и классовая эксплуатация. Так называемый "черный феминизм" сами черные женщины предложили называть вуманизмом в противовес заумному феминизму белых богатых женщин. О необходимости обсуждать собственный опыт ущемления и борьбы с ним стали говорить и другие угнетенные группы - и не только в США. Следствием стала Третья волна феминизма, которая возникла в начале 90-х годов и продолжается до сих пор (некоторые теоретики выделяют уже пятую и шестую волны, однако я придерживаюсь распространенной хронологии). Одной из основных ее черт является необходимость учитывать разнообразие женского опыта и интерсекционность, то есть то, каким образом разнообразные решетки притеснения и социальные характеристики (гендерная "тожесамость", сексуальная ориентация, раса, класс, возраст, уровень образования, наличие или отсутствие инвалидности, этничность, религиозная принадлежность и т.п.) взаимодействуют между собой и формируют доступ или ограничение доступа к ресурсам для каждого отдельного человека.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2
Постколониальный феминизм Центральный вопрос: как женщины могут защищать свои интересы и интересы своей нации. Основная сфера внимания: взаимодействие колониального притеснения и борьбы за национальное возрождение в контексте прав женщин.
Одним из ключевых направлений Третьей волны стал постколониальный феминизм, или так называемый феминизм Третьего мира. Это направление сосредоточено на вопросах расизма, этничности и долговременных политических, экономических и культурных последствиях колониального угнетения в их взаимодействии с гендерно обусловленным положением небелых женщин в колониях. Одна из ключевых его тем - язык, которым женщины могут описать свой опыт. В условиях колониализма они всегда становятся жертвами двойного угнетения - как представительницы угнетенной нации со стороны колонизаторов и как лица женского пола со стороны мужчин колониального народа. Язык, к которому они имеют доступ (если имеют), принадлежит угнетателям и служит описанию такой действительности, в которой они - дикие, исступленные, хитрые, коварные, те, кого нужно обуздать (вспомнить хотя бы, как в британской литературе ХІХ века описывали Африку или Индию - как дикую необузданную женщину, которая ждет лишь сильной мужской руки), который позволяет колонизаторам присваивать их ресурсы. Проницательный анализ этой ситуации предлагает Гаятри Спивак в классической работе "Могут ли угнетенные говорить?". Собственно, чтобы получить возможность проговаривать свой опыт и привлекать внимание к своим проблемам, женщинам колониального народа необходимо создать свой собственный дискурс (то, как они говорят о себе), отказаться от насажденного описания их колонизаторами и найти свой голос, свой язык, который будет служить их собственным интересам. Проблема в том, что для этого им необходимо противопоставить себя не только колонизаторам, но и мужчинам своего собственного народа.
В этом контексте следует вспомнить о взаимодействии женского движения и национализма. Для многих постколониальных стран навязанные империями законы и нормы воспринимались как уничтожение их собственной культурной самобытности, а потому сразу после освобождения от имперского давления мужчины лидеры возвращались к ранним традициям, что практически означало значительное ухудшение положения женщин. Так, Британская империя запретила обряд сати - самосожжения вдовы на погребальном огне мужа. После провозглашения независимости Индии этот обряд начал возрождаться - и совсем не по желанию женщин. А после распада Советского Союза в бывших среднеазиатских республиках якобы с целью преодоления безбожного влияния коммунистического строя массово возвращаются к практике многоженства, похищения невест и бракам с несовершеннолетними - опять-таки, не потому, что женщины этого хотят. Поэтому один из ключевых вопросов постколониального феминизма - как женщины угнетенной нации могут одновременно защищать свои интересы и интересы нации, особенно если эти интересы противоречат друг другу? Оксана Забужко
К этой теме обращается в своем романе "Полевые исследования украинского секса" Оксана Забужко. Она использует сравнения с изнасилованием - мол, если мы будем отказывать нашим мужчинам, то, получается, примем сторону наших угнетателей. Причем, как не странно, в борьбе за завоевание независимости женщины принимают активное участие, однако после ее получения их быстренько убирают с позиций влияния и навязывают им задания физического и культурного воспроизведения нации за свой счет, без поддержки государства, что мы наблюдаем сегодня в условиях Украины.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2
Экофеминизм Центральный вопрос: взаимосвязь между женщинами и природой. Основная сфера внимания: безоговорочная эксплуатация женщин и природы.
В странах третьего мира распространен еще один вид феминизма, глубоко завязанный на личном и групповом опыте женщин в колониальных условиях. Это экологический феминизм, или экофеминизм. Данное направление феминистской мысли и практики проводит параллели между тем, как мужчины эксплуатируют женщин и присваивают их ресурсы в свою пользу, и тем, как возглавляемые ими корпорации ради прибылей эксплуатируют природу и присваивают ее ресурсы, разрушая окружающую среду - вырубая леса, загрязняя водоемы, уничтожая биоразнообразие в пользу промышленных монокультур. В большинстве стран Северной Америки, Африки и Азии женщины занимаются сельским хозяйством, кормя свои семьи и поддерживая постоянную живую связь с природой - сберегают посевной материал разных растений, обеспечивают биоразнообразие и регенеративное использование природных ресурсов.
По мнению экофеминисток, в ключевых противопоставлениях западной цивилизации "мужчина-женщина" и "культура-природа" женщина и природа оказываются в одинаковом положении - обесцененные и лишенные права на самоуправление, они становятся жертвами угнетения и эксплуатации. Однако экофеминистки верят, что опыт и знания женщин об их взаимодействии с природой будут способствовать восстановлению уважительного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, что продолжит обеспечить и их восстановление.
Это особенно актуально для женщин в колониальных странах и в аборигенных племенах. Наступление корпораций на традиционный уклад жизни в таких регионах приводит не только к упадку природы, но и к быстрому обнищанию населения, как это случилось, к примеру, в Индии после постройки первой дамбы на реке Нармада. Целые села были выселены с территории под затопление, и теперь их жители побираются в соседних городах. Вандана Шива
Теоретики этого направления, в частности, Вандана Шива и Мария Мис в работе "Экофеминизм" (1993) критикуют современную науку, которая выдает себя за непредвзятую универсальную систему, хотя по сути является проекцией ценностей западных мужчин. Привилегия определять, что именно является научным знанием, контролировали и продолжают контролировать мужчины. В пример экофеминистки приводят медикализацию рождения детей, когда мужчины обесценили знания акушерок и превратили природный процесс в небезопасную для жизни медицинскую процедуру, которая невозможна без специального оборудования и медицинского образования, причем смертность при родах в таких условиях выше, чем дома с акушеркой.
Еще одна родственная тема - вопрос вегетарианства как сознательного отказа от употребления в пищу и использования материалов, полученных вследствие эксплуатации животных - вплоть до отказа от кожаной обуви и одежды из шерсти. Кэрол Адамс в книге "Сексуальная политика мяса" (1990) проводит параллели между "использованием" женщин в патриархальной культуре и использованием мяса как символов мужского статуса.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2
Сепаратистский феминизм Центральный вопрос: ценность женского опыта. Основная сфера влияния: защита ресурсов женщин от мужской эксплуатации.
Говоря о женских ресурсах и подходах к их использованию, не можем обойти вниманием и сепаратистский феминизм. Как и психоаналитический, он утверждает важность собственного женского языка, женского опыта и знаний и, как экофемиизм, признает необходимость использования ресурсов женщин в их интересах и для их пользы. Но методом для достижения этого сепаратистский феминизм видит самоустранение женщин из патриархального устройства общества, то есть полный отказ обслуживать мужчин (в постколониальных условиях не имеет значения, своей или господствующей нации). Сексуально, на бытовом уровне и эмоционально, и создание любых значимых отношений - дружеских, любовных, менторских - только с другими женщинами и девушками. Среди прочего, это подразумевает отказ от участия в играх, которые навязывает женщинам патриархат - соревноваться между собой за мужское внимание и унижать других женщин, чтобы возвышаться за их счет.
На практике сепарация может быть временной - например, чтобы накопить ресурсы и научиться брать ответственность на себя, дабы позже вернуться к взаимодействию с мужчинами, но уже на своих условиях, - или постоянной, без планов возращения. А уровень сепарации может меняться от простого отказа желать общения или признания со стороны мужчин до создания сугубо женских обществ или коммун, которые ведут дела только с другими такими же обществами или отдельными женщинами.
Сепаратистские феминистки могут не верить, что мужчины в состоянии вносить хоть какой-то вклад в дело защиты прав женщин, и давайте согласимся, что у них для этого есть достаточные основания. Но немалое количество мужчин имеет обостренное чувство справедливости и развитую отзывчивость к чувствам других людей - и женщин в том числе. Поэтому они не только поддерживают женский феминизм во всем его разнообразии, но и создают свои организации, которые занимаются как непосредственно защитой прав женщин, так и просвещением мужчин относительно того, как сами мужчины могут отказаться от пользования привилегиями, которые им обеспечивает патриархат, и стать более честными, искренними и справедливыми.
Roza Grig
дата:
Феминизм на любой вкус. Часть 2
Мужской феминизм Центральный вопрос: что могут сделать мужчины, чтобы общество стало более справедливым и безопасным для женщин. Основная сфера внимания: переосмысление собственных убеждений и предрассудков.
Джон Стюарт Милль
Итак, мужской феминизм. С самого начала феминистского движения были мужчины, которые поддерживали его и словом, и делом. Так, американские мужчины-аболиционисты поддерживали предоставление права голоса женщинам, а французские философы XVIII века Дени Дидро и Шарль Монтескье обращали внимание не необходимость равных прав для женщин. Джон Стюарт Милль, один из наиболее влиятельных британских философов ХІХ века, под влиянием жены, известной деятельницы тогдашнего женского движения Гарриет Тейлор Милль, много писал о положении женщин, в частности, в "Порабощении женщин" (1861), и представлял их петицию в британском парламенте. В прошлом и нынешнем столетии немало выдающихся ученых поддерживали и поддерживают женщин в их борьбе. Один из известных социологов современности Майкл Киммель много пишет о гендере и о том, как современные гендерные системы Запада влияют на женщин и мужчин. Одна из наибольших сфер вовлечения мужчин в дело защиты прав женщин - просвещение о домашнем и сексуальном насилии, поскольку его в 95 процентах случаев совершают именно мужчины, а потому говорить, что это женская проблема, нечестно. Большое количество мужских организаций в разных странах мира (например, "Белая лента") проводят занятия для мальчиков и парней старшего возраста, а также более широкие просветительские акции и кампании против домашнего и сексуального насилия.
************* Среди феминисток доминируют два взгляда на участие мужчин в женском движении. Одни считают, что мужчины, испорченные своими привилегиями, даже феминистскую деятельность будут использовать, чтобы эксплуатировать женщин и пользоваться их ресурсами (к сожалению, многочисленные примеры это подтверждают). Другие считают, что проблемы женщин, по сути, являются проблемами всего общества, и без участия мужчин, их активного и сознательного переосмысления собственной роли в процессах угнетения и подчинения преодолеть эти проблемы не получится.
************** Вот так, если очень коротко, выглядит современный спектр феминистских взглядов. Все их, как в теориях, так и практиках, объединяет внимание к женскому опыту и уважение к интересам женщин как самой большой угнетенной группы.
Roza Grig
дата:
Джоан Нестле: "Бутч и фемм: сексуальная смелость в 1950-е"
Понятия "бутч" (также распространено "буч") и "фемм" появились в субкультуре американских лесбиянок в 1950-е годы и с тех пор служат предметом бурных дебатов. В этом, уже ставшим классикой эссе, известная активистка лесбийского и женского движения Джоан Нестле пытается объяснить, что на самом деле значили эти понятия для женщин той эпохи.
же много лет я пытаюсь понять, как же объяснить особую природу отношений бутч-фемм лесбиянкам, которые считают, что бутч-фемм - это просто калька с гетеросексуальных отношений. Мои собственные корни восходят к этой лесбийской традиции, и это анализ личного опыта одной лесбиянки.
В конце 1950-х годов, когда я шла по улицам, то многие подростки-натуралы принимали меня за бутч и называли меня "буллдайк". Тем не менее, когда я заходила в "Морскую колонию", бар лесбиянок рабочего класса, ища подруг и, временами, любовницу, то я была фемм, женщиной, которая любила и хотела, чтобы ее лелеяла сила бутч. Сейчас мне сорок лет (1981 год). Хотя я была лесбиянкой более двадцати лет, и я приняла феминизм как мировоззрение, но я вижу бутч за километр, и у меня до сих пор мурашки по коже от ее силы. Вопреки стереотипам, эта сила не питается за счет идентичности фемм. Отношения бутч-фемм, в моем личном опыте, были очень сложным эротическим утверждением, а не дешевой гетеросексуальной репликой. Они были наполнены собственным лесбийским языком походки, одежды, жестов, любви, отваги и независимости. Ни одна из женщин-бутч, которых я тогда знала, включая женщин, которых принимали за мужчин, не позиционировала себя как мужчину. Они провозглашали себя запретными женщинами, которые были готовы открыто заявить о своей страсти по отношению к другим женщинам, и для этого они надевали мужскую одежду, символизировавшую их ответственность. Такая ответственность подразумевала сексуальную опытность. В 1950-х годах это была огромная смелость, заявление, что у тебя нет проблем с тем, чтобы возбуждать другую женщину, это был политический акт.
Эротическое партнерство бутч-фемм одновременно было подпольным флагом протеста и интимным изучением женской сексуальности. Это не случайно, что именно пары бутч-фемм чаще всего страдали от насилия на улицах, и заставляли более ассимилированных и скрывающихся лесбиянок умолять их не вести себя так очевидно. Приведенный ниже отрывок из письма Лоррейн Хансберри, опубликованный в журнале Ladder в 1957 году, показывает политические последствия заявления бутч-фемм. Это письмо - мольба о скрытности, чему причина, как мне кажется, эротическая очевидность визуального имиджа бутч-фемм.
Roza Grig
дата:
Джоан Нестле: "Бутч и фемм: сексуальная смелость в 1950-е"
Иногда я жду, что "приличная" лесбиянка не оглянется на улице при виде "бутч", которая идет под руку со своей подругой, с их характерными брюками и короткими стрижками. Но на мгновение это все равно беспокоит. Это делает невозможной дискуссию даже с самыми просвещенными (в обнадеживающем смысле) гетеросексуальными друзьями.
Один из критиков этой статьи предполагает, что реальная проблема была в том, что "многие другие лесбиянки в то время считали, что принятие культурных ролей бутч-фемм не отражало жизнь большинства лесбиянок. Они считали эти социализированные роли ограничивающими реальность и потому не хотели, чтобы точка зрения бутч-фемм представляла их собственную".
Однако мой опыт жизни в то время говорит о том, что причина была совсем не в этом. Пара бутч-фемм смущала других лесбиянок (и до сих пор смущает), потому что она делала лесбиянок культурно видимыми - ужасное действие для 1950-х годов. Язык, который использует Хансберри - такие слова как "приличные" и "характерные" - это ключ к пониманию, который отражает то, что хотелось спрятать: явный сексуальный контекст двух женщин вместе. Ladder выступал за "поведение и одежду приемлемые в обществе", и именно эту политику прославляет Хансберри. Желание сойти за своих в комбинации с радикальной работой по выживанию, которой занимался Ladder, были парадоксом Америки пятидесятых. Письма в Ladder впервые озвучили годы боли, открыли дверь к интенсивному личному опыту, дали право голоса "непристойному" населению в годы маккартийской охоты на ведьм. Выживание означало, что нужно сделать заявление о публичной чистоте. Однако на страницах самого журнала анализировались все аспекты лесбийской жизни, включая отношения бутч-фемм. Ladder был уникальным проектом баланса 1950-х. Он лелеял секретную и подпольную жизнь, предварительно вывесив флаг ассимиляции.
Тем не менее, главный урок о поле, гендере и классе, который воплощали бутч-фемм, был не в отвержении со стороны своих, а в той ярости, которую мы провоцировали на улицах. Поскольку иногда фемм одевались точно так же, как и их любовницы-бутч, условно гетеросексуальные роли были не всегда очевидны, и в то же время наш вид считался оскорбительным. Я верю, что мы так злили натуралов не потому что они считали, что мы их копируем, а как раз наоборот: мы были символом эротической автономии женщин, сексуальным достижением, которое исключало их. Физические нападения были попытками уничтожить это независимое эротическое партнерство. Чаще всего нам кричали: "Ну и кто из вас за мужика?" Это не столько отражение нашего лесбийского опыта, сколько признание в том, что в культуре натуралов для нас не существует категорий. В пятидесятые мы шли по улице держась за руки. Мы знали, что мы напрашиваемся на насилие, но мы не хотели жертвовать своими потребностями ради чужой злости.
Roza Grig
дата:
Джоан Нестле: "Бутч и фемм: сексуальная смелость в 1950-е"
Ирония в том, что радикальное, политическое заявление 1950-х годов впоследствии стало реакционным опытом, противоречащим феминизму. Это одна из причин, по которым я должна написать о старых временах - не для того, чтобы романтизировать отношения бутч-фемм, но чтобы сохранить период лесбийской культуры, который я считаю важным, и который слишком легко заклеймить как эру ненависти к себе.
Два года назад в Канзасе во время Национальной конференции ассоциации женских исследований было представлено слайд-шоу, в котором весело опровергались мифы о лесбиянках. Шоу было использовано в классах сексуального образования для натуралов. На одном из слайдов было комическое изображение "мифа" об отношениях бутч-фемм, которое голос за кадром комментировал так: "В прошлом лесбиянки копировали гетеросексуальный стиль, называли себя бутч и фемм, но больше они так не делают". Я ждала до конца презентации, чтобы сделать собственное заявление, но я сидела там с чувством, что мы так сильно стараемся завоевать принятие гетеросексуалов, что мы готовы загнать своих же в подполье. Я знала, что почувствует женщина бутч или фемм, когда увидит это слайд-шоу, и я поняла, что цена за социальное и поверхностное принятие слишком высока. Если мы отрицаем тему об отношениях бутч-фемм, то мы отрицаем и тех женщин, которые так жили и до сих пор живут.
Из-за сложности и аутентичности опыта бутч-фемм я считаю, что мы должны пересмотреть термин ролевая игра, которым обычно описывают этот вид любви. Я не считаю, что этот термин может отразить подобный опыт. Как фемм, я делала то, что естественно для меня, то, что казалось мне правильным. Я не учила свою роль, я совершенствовалась в любви. Искусственные ярлыки ждали нас, в то время как мы открывали свои сексуальности.
Мы называли себя в соответствии с нашим культурным ритуалом, этот язык отражал наше время в истории, но сейчас эти слова воспринимают в отрыве от сложной сексуальной и эмоциональной реальности. Женщины, которые не были знакомы с такой жизнью, приходили в бар впервые и тут же спрашивали: "А ты кто, бутч или фемм?" Большинство в ответ молча смывались. Реальными вопросами, которые стояли за ними были: "Ты сексуальна?" и "Ты безопасна?" Бутч и фемм означали самые разные сексуальные ответы. Мы шутили о бутчеватых фемм или феммных бутч, о том, что последнее время чувствуем себя как кики (и так, и так). Мы шутили о том, как мы не оправдываем ожидания: "Приводишь бутч домой, а она сразу на спину падает". У нас был свой кодовый язык для смелого мира, за жизнь в котором многие платили дорогую цену. В 1980-е очень трудно воссоздать, что эта сексуальная игра значила для лесбиянок 1950-х. Однако я думаю, что лесбиянкам необходимо это понять, а не стыдиться своего эротического наследия.
Roza Grig
дата:
Джоан Нестле: "Бутч и фемм: сексуальная смелость в 1950-е"
Год назад пара моих подруг обсуждали свой опыт в отношениях бутч-фемм на занятии по женским исследованиям. Обе они были гомосексуальны с 1950-х годов, и обе они принимали активное участие в раннем гей-движении. "Я пыталась объяснить сложную природу сексуальности бутч, этот баланс между силой и нежностью", - сказала Мэдлин. "Это желание угождать друг другу, которое в корне отличается от гетеросексуальных отношений, где женщина существует, чтобы угождать мужчине".
Когда она это говорила, я поняла, что это было не просто эротическое заявление о двух женщинах вместе. Была и остается сексуальность бутч и сексуальность фемм, а не "женщины, которая ведет себя как мужчина" и "женщины, которая ведет себя как женщина". Это специфическая лесбийская сексуальность, которая сформировалась в определенных исторических условиях и выполняла свою культурную функцию. Например, как фемм, я любила сильный и жесткий секс; возможность отдавать и получать; сложные эротические игры; рассчитанный флирт, который предшествовал встрече бутч и фемм. Но основное наслаждение было в том, что мы - две женщины, а не в маскараде. Когда женщина говорила: "Давай, детка!", а я старалась вместить в себя как можно больше ее руки, я никогда не слышала голос мужчины или социальной роли. Я слышала голос женщины, повидавшей мир, смелой женщины, чьи руки отвергают любые запреты, ограничивающие женщин.
Для меня эротическая сущность отношений бутч-фемм состояла во внешних различиях женщин и осознанной заботе друг о друге. Я любила мою любовницу за то, как она выглядит, как и за то, что она делает. Одежда была частью этого - эротическим сигналом, то, как подстрижены ее волосы на затылке, ворот ее рубашки, то, как она держит сигарету, символическое розоватое кольцо на ее руке. Я понимаю, что со стороны это кажется внешними атрибутами, но вместе это был стиль, который означал политическое заявление в 1950-е. Настоящее партнерство было основано на общих задачах, а стиль показывал, что комфортно для женщины, которую я люблю. Мои руки и губы делали только то, что комфортно для них. Я никак не ограничивала себя в сексе из-за того, что я фемм. Я ловила ртом своих любовниц, чтобы выразить свое восхищение их силой, смелостью, эротической независимостью. ...
Как вы уже могли понять, цель этого эссе - стряхнуть наши предубеждения. Мы отказались от нашего недавнего прошлого слишком быстро. И поскольку это было тихое прошлое - женщины из бара не писали книг - очень просто его не слышать. Многие женщины говорили мне: "Я никогда не совершила бы каминг аут в то время, когда это сделала ты". Но я лесбиянка пятидесятых, и этот мир создал меня. Я скучаю на лесбийских конференциях, удивляясь от академического языка программы, и я знаю, что меня смущает респектабельность некоторых аспектов современного лесбийского мира. Когда Моник Виттинг во время конференции Ассоциации современного языка заявила: "Я не женщина, я - лесбиянка", то это вызвало шок у аудитории, но для меня это была осмысленная фраза. Конечно, я женщина, но еще я принадлежу к другой географии, и эти два мира очень сложны и уникальны. ...
Женщины бутч-фемм сделали лесбиянок видимыми, ужасающе очевидными в тот исторический период, когда не было никаких движений, чтобы защитить нас. Их появление говорило об эротической независимости, и они часто навлекали на себя ярость и цензуру, как в своем собственном сообществе, так и среди натуралов. Сейчас пришло время отказаться от осуждения и начать задавать вопросы, начать слушать. Необходимо слушать не просто слова, которые звучат уже не так в 1980-е, но и жесты, грусть в глазах, блеск побед, движения рук, истории, рассказанные пренебрежительным, но упрямым тоном. Среди нас есть молчание 1950-х годов, и это молчание продолжится, пока кто-то не будет слушать. Если мы это сделаем, то мы начнем понимать, как наш лесбийский народ выжил и создал свое эротическое наследие.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Почему лесбиянки носят здоровенные ботинки и коротко стригутся, а феминисток обвиняют в мужененавистничестве? Очевидные вещи когда-то совсем не были таковыми - у всего есть своя история.
Лесбиянки в политике
Нам трудно даже представить себе, какое влияние на западную демократию оказывают различные общественные объединения. В конце 60-х лесбиянки англоязычного мира заявили о себе как об одной из многочисленных социальных групп, готовых бороться против притеснений. Сначала они действовали совместно с геями. Однако женофобия преимущественно мужского состава правозащитных организаций, где не приветствовались феминистские настроения, вынудила их сотрудничать с женским движением.
Лесбиянки пополнили ряды феминистских организаций и активно включились в работу. Но лидеры движения настаивали на том, что лица "альтернативного сексуального поведения" не должны открыто заявлять о себе обществу. В 1970 году Бетти Фридан, президент Национальной женской организации (National Organization of Women - NOW), отвергла включение лесбийских требований в платформу NOW и охарактеризовала усилия их разработчиков как "лавандовую угрозу". Одна из них, Глория Стейнем, ответила так: феминизм был революцией, а не налаживанием связей с общественностью, и уже в 1971 году члены NOW проголосовали за легитимность лесбийского освобождения как одной из основ феминизма.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Бетти Фридан
Несмотря на это, после ремарки Фридан несколько человек, недовольных политикой феминистских лидеров, создали свою группу под названием "Лавандовая угроза" (позже она была переименована в "Radicalesbians"). Их манифест - "Женщина, ориентированная на женщину", стал первым заявлением лесбийско-феминистского направления политики. Лесбиянки - центральный, а вовсе не второстепенный объект феминистического движения, говорилось в нем; женщина, ориентированная на женщину, подрывает патриархальные устои, охраняя свой потенциал от мужчин и утверждая его в связи с женщиной, и существует по своим собственным законам, независимым от мужчин. Женщины не будут самостоятельными, пока не перестанут искать одобрения мужчин и мужских учреждений, подчеркивалось в документе.
Авторы расценили категорию гомосексуальности как побочный продукт гетеросексуального патриархата, но не как истинное положение вещей. То есть, если бы сексуального притеснения женщин не существовало, и люди жили в согласии с чувствами друг друга, эта категория потеряла бы смысл.
Эта и другие работы, последовавшие за ней, установили первенство сексуального вопроса феминистской теории. Лесбиянки поднялись над обыденными инициативами широких кругов феминисток, как то: домашний труд, охрана детства и контроль рождаемости. Кроме того, их деятельность теперь включала не только положительную переоценку гомосексуальности, но и жесткую критику института гетеросексуальности. Большое влияние имела книга журналистки Джил Джонстон "Лесбийская нация: феминистское решение", вышедшая в 1972 году. В ней влюбленность трактуется как наркотик, а моногамия - как средство заманить женщину в ловушку домашнего рабства. "Это начинается, когда ты таешь в его руках, а заканчивается тем, что чистишь его унитаз своими руками".
Джонстон призывала "слабый" пол отказаться от женственности и присущей ей пассивности, отклонять единобрачие и более агрессивно добиваться сексуального удовольствия. Она утверждала, что только так женщины смогут раскрыть свою настоящую сущность. Лесбийский феминизм предлагал острый критический анализ патриархата и сосредоточивал политическую активность на сопротивлении мужскому доминированию.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Глория Стейнем
В 70-80 годах в Великобритании, Канаде и США лесбийский феминизм являлся доминирующей идеологией среди политизированных лесбиянок. Исходя из предположения, что лесбиянство и феминизм неразрывно связаны, эти два слова даже писались через дефис. Новые феминистки подчеркивали свою ориентацию прежде всего как политический выбор. От "политических лесбиянок" не требовалось практиковать секс с другими женщинами, но они обязательно должны были блюсти целибат в отношениях с мужским полом. Более того, руководствуясь работой Анны Коэдт по сравнительному анализу вагинального и клиторального оргазма, активистки призывали лесбиянок минимизировать вагинальное и другие типы проникновения, а также избегать симулирования мужских действий, включая просмотр порнографии.
Лесбиянки-феминистки ввели также особый стиль, призванный подчеркнуть их отказ от женственности и (внимание!) материализма. Короткие волосы, джинсы, рабочие ботинки и клетчатые рубашки стали требованием этикета, особенно среди молодых горожанок: так они выражали отказ от гетеросексуальности и классовых привилегий.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Буч и фэм
С подобными взглядами "политические лесбиянки" дистанцировались от так называемой "барной" культуры буч и фэм - единственной существующей на то время общепринятой манеры поведения в обществе лесбиянок. С их точки зрения, бучи являлись копией с мужчин, а фэм попали в ловушку пассивной женской роли. Такие известные активистки движения как Дел Мартин, Джил Джонстон и Шейла Джеффрис раскритиковали тех, кто придерживался буч-фэм стиля, "обезьянничая" гетеросексуальные отношения. Они считали, что это увековечивает патриархат, а посему неприемлемо для феминизма.
Интересно, что в те времена бучи и фэмы называли друг друга словом "гей", поскольку термин "лесбиянка" являлся для них синонимом умственной болезни.
Феминистки, напротив, гордились им и считали, что это звание заслуживает восстановления. Они первыми стали использовать его как положительный маркер социально-сексуальной идентичности. Одно из самых существенных достижений движения - создание сети социальной и политической поддержки, которая помогала лесбиянкам справиться с изоляцией, стигматизацией, юридическими проблемами.
Со временем термин "лесбиянство" стал терять свое сексуальное значение. Например, статья Шарлоты Банч от 1972 года "Восстание лесбиянок" характеризует лесбийский феминизм как основание для освобождения всех женщин. "Лесбиянство угрожает самой сути мужского превосходства, - утверждала Банч, - не потому, что женщины занимаются сексом друг с другом, но потому, что они независимы от мужчин". Взгляды Банч и ее единомышленниц имели влияние также и на другие направления борьбы против притеснений - они верили, что падение мужского превосходства приведет к коллапсу расизма, капитализма и империализма.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Лесбийский сепаратизм
Рита Мэй Браун
Сходство идеологии освободительных движений - женского, гейского и лесбийского - помогало им сотрудничать во имя больших целей. Наиболее значимой совместной деятельностью стала успешная борьба против Американской психиатрической ассоциации (АПА), которая характеризовала гомосексуальность как патологию. Три года подряд, с 1971 по 1973, во время ежегодных конференции АПА объединенные силы освободителей требовали от врачей истины. Итогом борьбы стало исключение гомосексуальности из списка психических заболеваний.
Однако сотрудничество было, скорее, исключением. В 1972 году писательница Рита Мэй Браун призвала к отделению лесбийско-феминистского движения. Она определила разницу между гетеро- и гомосексуальной женщиной как "разницу между реформой и революцией". Чтобы поддерживать женщин, нужно быть лесбиянкой; продолжение практики интимных отношений с мужчинами эквивалентно сотрудничеству с врагом. Публичные заявления Браун положили начало одному из двух основных направлений лесбийского феминистического движения - лесбийскому сепаратизму. Он бурно развивался и вскоре стал пользоваться огромной популярностью среди лесбиянок Канады, Британии, Шотландии и Австралии. Женщины начали строительство Лесбийской нации в виде широкой сети культурной индустрии, где развивали свои умения и таланты. Так, основанная в 1972 году компания Olivia Records продюсировала самых популярных лесбийских артисток. Издательство Naiad Press (1973-2004) публиковало и распространяло лесбийскую художественную и научную литературу, поэзию. Женские книжные магазины и волонтерские центры появились во всех крупных городах.
В 1976 году открылся Мичиганский женский музыкальный фестиваль, который объединил культуру и политику для лесбиянок-сепаратисток. С тех пор ежегодно в августе он проходил на земле, принадлежащей группе лесбиянок. Тысячи женщин съезжались в этот лагерь со всего мира: здесь проводились симпозиумы по политическим и личным проблемам, продавались созданные женщинами произведения искусства и ремесленные изделия. Готовили, убирали и стирали всем миром. Но мужчин сюда не допускали. Даже мальчики старше шести лет проживали отдельно (хоть здесь и предлагался уход за детьми!). В последние годы эта политика, как и решение не допускать на фестиваль садо-мазохисток и людей, биологически не являющихся женщинами, стала вызывать недовольство. Карикатурист Элисон Бечдэйл описывала фестиваль как "вечную утопию" для женщин.
Roza Grig
дата:
Феминистки и лесбиянки - враги или соратники?
Культурный феминизм
Адриан Рич
Хотя культурный феминизм - второе направление лесбийского феминистского движения - развернут в совершенно противоположную сторону, некоторые его постулаты основываются на убеждениях радикальных лесбиянок. Например, уверенность в том, что отказ от мужской культуры уничтожит все формы угнетения. Считалось, что освобожденные от патриархата женщины станут подражать утопическому видению антисексистского, анирасисткого, антикапиталистического и антиимпериалистического движений.
Среди культурных феминисток это явление в значительной степени теоретизировалось на основе биологической способности рожать детей. Согласно логике культурного феминизма, акт рождения ребенка заставляет женщину предпочесть пацифизм войне, является противоположным мотиву наживы и порождает безоговорочную любовь. Иными словами, женское превосходство - это факт природы.
Эссенциализируя женские качества как биологически детерминированные, культурные феминистки не предлагали ничего вне создания отдельной культуры для женщин. Американская поэтесса и прозаик Адриан Рич - типичная представительница культурного направления лесбийского феминизма. Ее описание материнства оказало большое влияние на феминисток всех политических убеждений, но особенно важной оказалась ее статья "Обязательная гетеросексуальность и существование лесбиянок" (1980). Этот критический анализ гетеросексуальности и сегодня имеет влияние на теории сексуальности как таковой.
В отличие от сепаратисток, которые утверждали, что лесбиянство - это политическая позиция, мобилизованная для подрыва патриархата, Рич и другие характеризовали лесбийское сообщество как связь женщин всех времен и народов, подорванную мужскими требованиями. Женщины должны были найти силу и, в конечном итоге, обрести свободу в воссоединении с другими женщинами.
Эта теория "лесбийского континуума" позднее широко интерпретировалась, вплоть до того, что женщина, лишь эмоционально связанная с другой женщиной, может считаться лесбиянкой. Подобную модель можно найти в работах историка Лиллиан Фадерман, которая описывала компаньонок в Америке в XIX - начале ХХ века как лесбиянок.